Пассажир, предположительно школьник, не смог оплатить картой и был вынужден выйти из автобуса (оплату наличными в Московской области не принимают)

oplata_za_proezd
Поделиться в соц. сетях

В подмосковных Химках пассажир многократно пытался оплатить картой за проезд, но терминал распознавал карту как блокированную, в итоге человек был вынужден выйти из автобуса.

Оплатить наличными в общественном транспорте Московской области невозможно, в силу принятого местного закона о запрете продавать билеты наличным способом в общественном транспорте.

Купить проездной в Московской области на остановках нет возможности.

Предположительно пассажир еще являлся школьникам, так как у него в руках была сумка со сменной обувью, как ее носят только школьники.

Автобус №19к

Согласно пункту 1 статьи 140 гражданского кодекса наличные и безналичные платежи в России равнозначны. Выбирает способ расчетов потребитель, и суды неоднократно это подтверждали.

До 1 сентября 2022 года маркетплейсы часто пользовались тем, что закон прямо не запрещал им выбирать способы оплаты. В публичной оферте на сайте они указывали, что принимают безналичные платежи и работают с картой «Мир», но благополучно игнорировали наличные расчеты. А потом вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей. Маркетплейсы протестовали против них (подробнее: https://iz-ru.turbopages.org/iz.ru/s/1077785/evgeniia-pertceva/lichnyi-raschet-onlain-riteilerov-mogut-obiazat-prinimat-nalichnye) , но власти это не остановило — и закон приняли (Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Теперь условия договора и публичной оферты, которые не разрешают покупателю выбирать способ и форму оплаты, считаются недопустимыми и ничтожными.

Даже во время пандемии у продавцов не было законного способа не принимать наличные. В 2020 году выходили два акта Центрального банка и Роспотребнадзора с противоковидными рекомендациями, но ни один из них не обязывал покупателей платить только картами. (ЦБ в письме от 23 марта 2020 года № ИН-04-29/26; Роспотребнадзор https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/predpr/news_predpr.php?ELEMENT_ID=15666&sphrase_id=2825224) .

Ограничение права оплаты наличными в общественном транспорте напрямую также подвергает в огромные неудобства пассажиров. Если по тем или иным причинам у пассажира не имеется карта, а также если карта заблокирована, то воспользоваться транспортными услугами не является возможным. У граждан могут иметься долги, на карты могут налагаться приставами штрафы, в связи с чем данная форма оплаты усложняется.

В апреле 2022 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что нельзя обязывать потребителей вносить наличные только через платежного агента и не принимать их напрямую. Это нарушает закон п. 1 ст. 16.1 закона о защите прав потребителей Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей». Оплата за проезд через сторонний терминал не является фактом прямой оплаты за проезд. Также через него могут передаваться персональные данные и устанавливаться комиссия за перевод.

Если у вас есть подобные примеры нарушения прав, просим их присылать нам.

Рекомендованные статьи