По информации интернет-издания «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/06/15/832652-umnie-kameri-budut-sledit, интернет-портала «Будущее России. Национальные проекты» https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/kompania-rosnano-postavila-skolam-28-tys-videokamer-po-programme-cifrovaa-ekonomika и других интернет-изданий в российских школах разместят видеокамеры с функцией распознавания лиц.
Все мы знаем, что Греф стал партнером Минпросвещения и уже намерен свои банковские технологии применить в учебных заведениях. Нужно срочно отправлять каждому родителю заявление запрет на использование биометрических технологий.
Публикуем текст заявления.
От кого_____________________________________________________________________
Адрес для ответа_____________________________________________________________
Заявление-запрет
установки камер видеонаблюдения с системой распознавания лиц, произвольной обработки биометрических персональных данных детей
По информации интернет-издания «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/06/15/832652-umnie-kameri-budut-sledit, интернет-портала «Будущее России. Национальные проекты» https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/kompania-rosnano-postavila-skolam-28-tys-videokamer-po-programme-cifrovaa-ekonomika и других интернет-изданий в российских школах разместят видеокамеры с функцией распознавания лиц.
Установка систем видеонаблюдения с функцией распознавания лиц грубо подрывает основы конституционного строя в Российской Федерации, нарушает права и свободы граждан, в первую очередь детей.
- Статьей 21 Конституции РФ закреплено, чтодостоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться … унижающему человеческое достоинство обращению… (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).
Согласно статье 1 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Иными словами, личность — это каждый человек, обладающий неотъемлемым, т.е. безусловно признанным и признаваемым достоинством. С учетом такого представления государство обязано — в организационно-политическом смысле — … исключить произвольное вмешательство в сферу личностной автономии, … (Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П). Одновременно с этим государство обязано охранять достоинство каждого во всех сферах … (Постановления КС РФ от 03.05.1995 N 4-П, от 20.04.2006 N 4-П).
В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено, что признание достоинства, присущего всем членам человеческого сообщества, является основой свободы, справедливости и всех неотъемлемых прав личности. Выступая в качестве необходимой предпосылки и основы всех других прав и свобод человека и гражданина, условия их существования и соблюдения (Постановление КС РФ от 15.01.1999 N 1-П), достоинство личности оказывает нормативное воздействие на всю систему правового регулирования и правоприменительной практики в РФ, задает параметры и критерии индивидуального и коллективного пользования правами и свободами человека и гражданина (конституционного правопользования).
Защита естественных, конституционно закрепленных прав и свобод граждан, последовательно, неотступно осуществляется Русской Православной Церковью. Согласно Уставу Церковь в лице Архиерейского Собора определяет характер отношений с государствами и светским обществом (п.1 гл.III), а выражение пастырской озабоченности проблемами современности входит в обязанности Архиерейского Собора (подп. «ж» п.5 гл.III).
26 июня 2008 года Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В разделе IV.7. указано:«Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит…. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею.» При этом особой областью правовой защиты выделено — недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций. (http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно предупреждал о недопустимости электронного контроля над личностью. Позиция Русской Православной Церкви о развитии технологий учета и обработки персональных данных ясно сформулирована Архиерейским Собором 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации».Конституцией РФ каждому гарантирована свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметьи распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ). Таким образом, право человека не подвергаться любым формам тотального контроля является и гарантированным Конституцией РФ правом свободно действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Частью 2 статьи 21 Конституции РФ предусмотрено, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Согласно Заключению Европейской группы по этике в науке и новых технологиях для Европейской комиссии (№20 от 16.03.2005): «Каждое вмешательство в тело, каждая операция по обработке персональных данных должны быть расценены как связанные с телом в целом, с индивидуумом, который должен уважаться в его физической и психической целостности. Это – новая всесторонняя концепция индивидуальности, и ее перевод в реальный мир предполагает право на полное уважение к телу, которое является в настоящее время и физическим, и электронным…» (пункт 6.1).
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу». В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О персональных данных» «Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи». В «Разъяснениях по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г. сказано: «Исходя из определения, установленного Федеральным законом «О персональных данных» к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта». В приведенных Разъяснениях также указано: «Фотографическое изображение и иные сведения, используемые для обеспечения однократного и/или многократного прохода на охраняемую территорию и установления личности гражданина,… относятся к биометрическим персональным данным. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» обработка биометрических персональных данных в подобных случаях может осуществляться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных». Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
И снова обращаемся к статье 28 Конституции РФ о праве каждого «иметь убеждения и действовать в соответствии с ними». Решение о пределах обработки персональных данных граждане принимают в зависимости от своих убеждений.
Ввиду современного понимания человеческого тела и персональных данных, внедрение системы распознавания лиц как способ отслеживания человека и поведения человека является способом воздействия на личность, ограничивающим его свободу и являющимся социально-психологическим экспериментом. Для проведения подобных экспериментов требуется получение письменного согласия каждого лица, подвергающегося эксперименту.
2. Конституция РФ (статья 24) не допускает обработку персональных данных гражданина без его согласия, в принудительной форме. Так как персональные данные являются конфиденциальной информацией, ни одна организация не вправе производить захват персональных данных, распространять и передавать персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Обработка персональных данных детей в автоматизированной форме, тем более с использованием цифровых или биометрических идентификаторов, должна проводится только при полном добровольном согласии на это родителей. Информация, касающаяся сведений о частной жизни, личной и семейной тайны гражданина охраняется международным и национальным законами. Согласно статье 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Статья 24 Конституции РФ: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». П. 1 ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. говорит: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь»; п. 2 ст. 17 Пакта: «Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»; п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: «Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни».
Федеральный закон №210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сохранил для граждан Российской Федерации право на получение любых государственных и муниципальных услуг в неэлектронной форме, о чем прописано в статьях 5 и 6. А то означает, что любое взаимодействие с организациями, оказывающими государственные и муниципальные услуги, возможно без использования любых электронных технологий.
3. Введение системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц угрожает безопасности детей, находящихся в учебных заведениях. Согласно «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646, «информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» (подп. «в» п. 2).
В п. 14 Доктрины сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее».
В п. 18 Доктрины говорится: «Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы». По данным «Лаборатории Касперского» сейчас в сети действуют около 35 тысяч вредоносных программ, направленных на взлом компьютерных сетей, а в мире ежедневно создается более 200 тысяч новых компьютерных вирусов.
На прошедших с 2011 по 2016 год Всемирных форумах по кибербезопасности ведущие эксперты планеты констатировали, что ни у одной страны мира нет ответа на вопрос: как надежно защитить данные в виртуальном пространстве».
- Прошу не превращать детей в жертв биометрического фашизма. Международный Нюрнбергский трибунал присвоение человеку номеров, кодов, идентификаторов вместо имени, признал преступлением против человечности. 23 ноября 2010г. Государственная Дума ФС РФ приняла заявление в связи с 65-летием со дня начала Нюрнбергского трибунала: «Депутаты убеждены, что решения Трибунала…не теряют свое актуальности и сегодня. И любые попытки их пересмотра, отрицания или искажения должны рассматриваться как нарушение общепризнанных принципов и норм международного права…». 17 ноября в Государственной Думе состоялся Международный «круглый стол», посвященный 70-летию начала Нюрнбергского процесса. http://duma.gov.ru/news/11484/ 20.11.2015 Международной Ассоциации прокуроров было принято Заявление по случаю 70-й годовщине Международного военного трибунала в Нюрнберге. https://www.iap-association.org/Russian/News/70-ти-ЛЕТИЕ-НЮРНБЕРГСКОГО-ТРИБУНАЛА , https://genproc.gov.ru/veterans/nuremberg/
Тысячелетиями наше общество развивалось по традиционным системам учета и клеймение человека цифровыми идентификаторами однозначно осуждалось обществом как признак рабства и фашизма. Данная позиция закреплена в ответе на обращение Патриарха по вопросу электронной идентификации от Государственно-правового управления Президента РФ в 2014г.: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 04.06.2014 №А6-5195 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/2775107).
5. С учетом изложенного внедрение технологий распознавания лиц является нарушением неприкосновенности частной жизни, что может быть квалифицировано по соответствующей статье 137 Уголовного кодекса РФ.
На основании вышеизложенного запрещаю внедрение системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц в образовательных учреждениях, произвольно обрабатывать биометрические персональные данные детей в Российской Федерации.
В случае отказа в удовлетворении данных требований оставляю за собой
право не использовать любые технологические продукты, создаваемые компаниями,
дискредитировавшими себя в участии незаконных экспериментах по произвольному
вмешательству в частную жизнь граждан.
Прошу направить ответ согласно 59-ФЗ по адресу:
Дата______________________ подпись__________________
Приложение: